Ольга Щёлокова (regenta) wrote,
Ольга Щёлокова
regenta

Categories:

О новых перспективах книгоиздания

Одним из благотворных, на мой взгляд, проявлений так называемого кризиса являются банкротства крупных книгоиздательских и книготорговых сетей. Поделом. Монстры монополизма начали с того, что уничтожили или подмяли под себя мелкотоварных производителей от книгоиздания, закрыли двери своих сетевых магазинов для независимых частных издателей или просто авторов, издающих книги за свой счёт. Монстры книжного империализма вообразили себя «Титаниками» — однако «Титаниками» в момент отплытия, а не в момент крушения. Океанические лайнеры смотрятся, конечно, красиво — но только до тех пор пока не происходит пожар в машинном отделении. А таким «пожаром» для книгоиздательского и книготоргового дела может стать любой непрогнозируемый кризис. Упала цена на нефть — наступил паралич экономики, стыдливо именуемый рецессией, — наступил кризис платёжеспособного спроса, усугубленный общим кризисом перепроизводства. И — всё: тонны переплетённой и упакованной макулатуры осели на складах, занимая там дефицитное место. Продать это всё невозможно. Вывезти — некуда и незачем. Утилизовать — дорого и не на что. Проще объявить себя банкротом.

И поделом: не надо было хищнически уничтожать конкурентов, которые этим монстрам, по оборотам, совсем не конкуренты, а просто, так сказать, мешают самим фактом своего существования и не дают спать спокойно: а что если какой удачливый кустарь вдруг возьмёт да издаст нечто стоящее и прибыльное? Следовательно, кустаря надо выдавить, как клопа, полностью монополизировав легальную книжную торговлю.

И вот — кризис, который, оказывается, очень быстро и очень просто парализует деятельность титанов монополизма — этих лайнеров, приспособленных для плавания по океанам, но создававшихся без расчёта на то, что океаны могут высохнуть или радикально заледенеть. Кризис, который парализует деятельность титанов, но, вопреки расчётам гигантоманов, активизирует деятельность кустаря-одиночки, отправляющегося на свой нехитрый, с виду, книгоиздательский промысел на простом и скромном, но необыкновенно маневренном рыбацком челне — настолько лёгком, что ему не страшны даже и мели, потому что его можно без труда взвалить на плечи и пронести через мель или протащить волоком.

Перспектива, которой, разумеется, лишён любой книгоиздательский «Титаник», рассчитанный под огромное водоизмещение, гигантские товарообороты и, стало быть, на бесперебойную работу лопастей и наличие солидного обслуживающего штата. Кризис заставляет судовладельца рассчитывать членов экипажа — матросов и механиков — до тех пор, пока на лайнере не останется никого, кроме капитана и бухгалтера.

Таковы книгоиздательские монстры. В отличие от издателей-кустарей, заведения которых вполне могут продолжать своё антикризисное плавание при наличии двух совладельцев, один из которых отвечает, соответственно, за дизайн и вёрстку, а другой — за редактуру и корректуру.

Эпоха становления книгоиздательского предпринимательства в «новой России», стремительно совершив полный оборот, столь же стремительно вернулась в точку «ноль». Растеряв, как водится, по пути всех профессионалов старой школы — редакторов, корректоров, переводчиков (не говоря уж о мастерах книжного дизайна), но не создав ничего оригинального и нового.

Закат эпохи монополизма имеет своим коррелятом расцвет эпохи профессиональных кустарей.

И эта эпоха мне нравится. А если кто сейчас, в этой сфере деятельности, и ноет, жалуясь на сокращение объёмов работы вплоть до её полного исчезновения — так это исключительно захребетники, человеческий и профессиональный балласт.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments