Вот, например, существуют разного рода православные сайты, на которых умудрённые духовным опытом пастыри дают полезные советы всем ищущих наставлений. И вот таких вот простодушных людей почему-то бывает совсем немало. И по неизвестным мне причинам, в общем-то, коль скоро и офф-лайновые священники у нас имеются в достаточном количестве. Как говорится, «подними с дивана мощи», сходи в ближайший приход, исповедуйся, посоветуйся. Но нет: этого у нас теперь почему-то не любят. Во-первых, лень — лень вставать с дивана-то. Во-вторых — стыдно: стыдно смотреть постороннему дяде в глаза и открывать ему свои грехи. Ну и поэтому дамы, естественно, предпочитают он-лайн. Виртуальная дама на исповеди у виртуального священника.
Застрелиться.
Ну и, тем не менее: спрос рождает предложение.
И вот, например, какую леденящую кровь историю я прочитала в он-лайне не далее как позавчера.
Итак. Маша Пупырышкина из города Сызрани спрашивает в он-лайне у отца Феогноста Пешеморепереходященского, не является ли грехом сожительство с мужчиной, который прежде сожительствовал с другой женщиной, но потом, по большой любви, перешёл жить к ней, к Маше. Сожительствовал, заметим — то есть не состоял ни то что в церковном, но даже и гражданском браке. Насколько хватает моих познаний в каноническом праве, этот вопрос, если изложить его именно в таком виде, вообще — тупиковый, поскольку, собственно говоря, находится за границами канонического права и разрешается только и исключительно индивидуально, применительно к ситуации, при всестороннем учёте всех «что», «где» и «когда».
И тем не менее он-лайновому отцу Феогносту всё ясно. Ему вообще нет преград — ни в море, ни на суше. А разрешить казус Маши Пупырышкиной — это ему вообще как два пальца… поцеловать. И поэтому он сразу же говорит ей, что её дело ему ясно, как апельсин. В доказательство чего он и приводит такую назидательную историю из своей практики.
Вот пришёл он, отец Феогност, причащать в один дом больного ребёнка, который оказался гидроцефалом. В ходе беседы с его матерью святой отец выяснил, что ребёнок рождён ею от мужчины, который перешёл к ней от своей прежней сожительницы. «Вот, — с торжеством провещал отец Феогност, — вот какая кара небесная ожидает всех, кто поступает, как нечестивая Маша Пупырышкина из города Сызрани!»
Всё бы хорошо, отец Феогност, но… но только генетические заболевания — это такая вещь, что на их появление оказывает влияние такая масса факторов, что Вам и не снилось. Например, у меня есть знакомая попадья — выдающейся нравственности женщина, состоящая в единственном и, само собой, венчанном браке. И у неё двое детей. И они оба — гидроцефалы.
Отчего бы это, а?
В общем, при всей моей нелюбви в полезным советам, я всё-таки дам свой полезный совет — хотя и предельно обобщённый.
Не мучайтесь дурью, консультируемые и консультирующие!
Потому что мир вокруг нас и, что самое главное, — в нас самих настолько велик, страшен, сложен и многообразен, обременён такими странными причинно-следственными связями, что нам просто не остаётся ничего другого, как долго и мучительно познавать самих себя.
Так что пускай отец Феогност отдохнёт — а особенно накануне поста.
Ну и Маша Пупырышкина — соответственно.